Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Нужен ли в нашей школе профильный класс
Всего 22 человека

Рэлігіёзнае выхаванне

Дата: 11 декабря 2015 в 15:30


Религиозное воспитание
Как только человек начинает заниматься самопознанием, исследованием своего разума и глубин души, он неизбежно приходит к вере в Бога
И.Кант
Этим выпуском методической рассылки акцентируем внимание специалистов социально-педагогических учреждений, управлений (отделов) образования, спорта и туризма райгорисполкомов, осуществляющих сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, на материалах, посвященным религиозному воспитанию детей.
1. Религиозное воспитание
Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности — во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья (замещающая семья). Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в домашнем окружении, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно — всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения. Верующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы — большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.
Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у
2
ребенка — и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире, с его мелкими будничными интересами.
Общая задача религиозного воспитания в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче религиозного воспитания должны быть подчинены все остальные. Особое внимание и Церкви, и тех государственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает, должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека — и общество.
При религиозном воспитании детей замещающим родителям стоит учитывать уникальные особенности восприятия, присущие каждому возрасту:
4—5 лет - ребенок очень отзывчив и чувствителен к мистическим идеям. Он легко понимает и принимает саму мысль о существовании Бога, потому что она базируется на понятной для него потребности в безопасности. Интерес ребенка к религиозной теме носит предметный характер: он хочет понять, кто такой Бог и что факт существования Бога означает для него лично.
5—7 лет - его волнуют более сложные вопросы: «Куда я попаду, когда умру?», «Что такое душа?» и т. д. Дети способны уже не просто поверить в существование неосязаемых и незримых абстракций, но и непосредственно их вообразить.
7—11 лет - он может понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. А главное — отличить их от социальных императивов: ребенок начинает осознавать, чем заповедь «не убий» отличается от маминого «драться нехорошо».
12—15 лет - его познавательные способности развиваются до уровня взрослого. Подросток начинает в полной мере осознавать то духовное содержание, которое составляет суть любой религии.
Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей (замещающих родителей) — развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу. Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.
Педагогическая психология учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. К 3-ем годам появляется у ребенка сознание своей личности, и он начинает говорить "я." В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание - это начало воспитания. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если же набивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианской жизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченную теорию. Добрый пример родителей (замещающих родителей) имеет решающее значение в деле развития ребенка. Несомненно, что неудачи родителей в деле воспитания происходят от их неподготовленности, маловерия, от увлечения материальной
3
стороной жизни. Помехой в деле воспитания является раздражение и гнев, в основе которых лежат самолюбие, привязанность к житейским благам и отсутствие внутренней дисциплины.
Об основах христианского религиозного воспитания, читайте в статье Епископа Александра (Милеанта) «Религиозное воспитание детей» по ссылке http://duhovnik.com/node/1019.
Видео по теме:
Осипов Алексей Ильич профессор Московской Духовной Академии; член
Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви рассказывает:
«Как детям впервые рассказать о Боге» (2 мин 26 сек)
http://www.youtube.com/watch?v=vc2jUTzvj0g
«Ошибки в воспитании детей» (17 мин 18 сек)
http://www.youtube.com/watch?v=BfalekywdWg
«Кто такой христианин и что такое Церковь?» (58 мин 7 сек)
http://www.youtube.com/watch?v=VEQldoSM8qs
Предлагаемые материалы можно использовать в работе клубов усыновителей, приемных родителей, родителей-воспитателей, куда могут быть так же приглашены педагоги-психологи социально-педагогических учреждений и детских садов, учителя и школьные психологи.
2. Изменения в законодательстве. Уважаемые коллеги! Обращаем Ваше внимание, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2014 г. № 100, расширен перечень запросов управлений (отделов) образования за счет включения в него запроса о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели.
Дополнения были внесены в следующие постановления:
«Положение о приемной семье»,
«Положение о детском доме семейного типа»,
«Положения о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь»,
«Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми».
«Положения» с дополнениями размещены сайте Национального центра усыновления http://child.edu.by/ в разделе «законодательство».
Акты обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели с 5 февраля т.г. обязательно должны содержать сведения о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в их собственности или во владении.
 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.