Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Нужен ли в нашей школе профильный класс
Всего 22 человека

Музыкатэрапія як стымул для развіцця

Дата: 30 января 2014 в 14:06, Обновлено 30 января 2014 в 14:07

 Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей, а точнее, детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение – музыкотерапия.
     Помните поговорку: "Терпение и труд все перетрут"? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
    Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Лечение музыкой
     Музыкотерапия – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

      Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, – одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она: 
помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; 
помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; 
музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; 
косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. 
     Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, – которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.


Лечебная физкультура

На занятиях лечебной физкультурой происходит не только развитие физических способностей детей – движения исполняются под музыку, что существенно способствует улучшению координации ребенка.
    Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий – интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.
      Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых, вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.

Игра

       Наглядность (иллюстрации, игрушки) помогает установлению контакта с детьми, дает возможность привлечь их внимание к занятиям, расширяет представление малышей об окружающем мире.
      Между прочим, игра – оптимальная форма постижения всего нового. Лучше всего использовать сюжетные игрушки, которые своей художественной яркостью побуждают малышей к проявлению радостных эмоций. Это может быть зайчик, петушок, птичка. К тому же по ходу игры стоит знакомить детей с повадками птиц и животных, звукоподражать им, формировать у ребят представление о предметах, обогащать активный словарь и расширять представление о внешнем мире.
          В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы: дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Эффективно применяется метод "гипносон" – отдых под музыку.

Работа с особыми детьми

        Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых – умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительным эмоциональным настроем.
      Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками. 
      Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.

На заметку

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена.

Для общего успокоения – "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – "Концерт ре-минор" для скрипки Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, – "Дон Жуан" Моцарт, "Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – "Шестая симфония", Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – "Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна.

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.