Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Нужен ли в нашей школе профильный класс
Всего 22 человека

Да ўрокаў рускай мовы

Дата: 23 октября 2014 в 12:48

Источники методических разработок по изучению трудных тем

по русскому языку

Тема

Автор

Размещение материалов

1.Изучение второстепенных членов  предложения в 9 классе (обстоятельство)

 

Долбик  Е.Е.

Рус.яз и лит. – 2008,

 № 6

2.Подготовка разноуровневых заданий по русскому языку (9кл.)

Долбик  Е.Е.

Рус. яз и лит. – 2008. – №7

3. Обучение словосочетанию в систематическом курсе синтаксиса 

 

Литвинко Ф. М.

Рус. яз и лит. – 2008. - №7, 2009. - № 2

 4. Второстепенные члены предложения (9кл.)  

 

Утюж И. А. 

Рус. яз. и лит. – 2008. -№ 11

5. Бессоюзное сложное предложение  (9 кл.)

 

Блажко О. И.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 2

6. Сложное  предложение (11 кл.)

 

Пашкевич Т.А.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 2

7. Сложносочиненное предложение  с несколькими придаточными (9 кл.)

8. Знаки препинания  в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. (9 кл.)

9. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения   с несколькими придаточными. (9 кл.)

10. Обобщение изученного в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. (9 кл.)

Василевская Т.З.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 2

11. Основные виды сложноподчиненного предложения  (9, 11 кл.)

 

Дайнеко Д.Н.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 2

12. Использование мнемонических приемов и способов при обучении русскому языку (9-11 кл.)

Лисовская Е.А.

На электронном диске

13. Систематизация сведений по синтаксису на основе текста

Литвинко Ф. М.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 6

14. Примерные сценарии уроков по русскому языку  для 9 класса учреждений общего среднего образования на 2011/12 уч. год

Литвинко Ф. М.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 8

15. Научные исследования школьников по русскому языку и литературе по материалам 28-30 городских научно-практических конференций

Саникович И. М.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 9

16. Примерные сценарии уроков по русскому языку  в  9 классах учреждений общего среднего образования

Долбик Е. Е., Таяновская И. В.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 12

17. Знаки препинания в простом предложении (11 кл.)

Жавнер С. П.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 12

18. Примерные сценарии уроков по русскому языку  в  9 классах учреждений общего среднего образования

Долбик Е. Е.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 12

19. Обобщение  по теме «Глагог» (урок-презентация) «Зоочное путешествие по Полоцку (7 кл.)

Фомина И.В.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 10

20. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Барковская И.В.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 12

 

Источники методических разработок по изучению трудных тем

по русской литературе

 

Тема

Автор, название

Размещение материалов

1. Методические рекомендации по преподаванию русского языка  и литературы

 

Чехлова Т.Ф.

 Рус.яз. и лит. – 2009. - № 1

2.Александр Исаевич Солженицын (11 кл.)

 

Мушинская Т.Ф.

Рус.яз и лит. – 2008.- № 3., 4

3. Детство -  это солнце в пасмурных мотивах (тема детства в поэзии  С. А. Есенина и М.И. Цветаевой, 11 класс)

 

Изотова  Г.С., Кузнецова Л.П.

Рус. яз и лит.- 2008.-№ 4

4. Организация работы учителя над темой «Серебряный век русской поэзии» (11 кл.)

 

 

Елизарова Н.В.

 Рус. яз. и лит. – 2008. - № 9

5. Стихотворения в прозе  И. С. Тургенева (урок с использованием интерактивных методик, 9 класс).

Кацнельсон Л. И.

 Рус. яз. и лит. – 2008. - № 11.

6. Серебряный век русской поэзии   (11 кл.)

 

 

Чехлова Т.Ф.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 1

7. Народное страдание и  скорбь в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» (11 кл.)

 

 

Чехлова Т.Ф.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 3

8. Поэтическое слово Б. Л. Пастернака («Февраль…», «Когда разгуляется», «Гефсиманский сад») (11 кл.)

 

 

Чехлова Т.Ф.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 4.

9. А.А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом» (11 кл.)

 

 

Кучер Г.Н.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 1

10. Изучение романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (11 кл.)

 

 

Кучер Г.М.

 Рус.яз. и лит. – 2009. - № 1

11. Русский реализм конца ХІХ  – начала ХХ в. М. Горький. Пьеса «На дне» как социально-философская драма (11 кл.)

 

 

Кучер Г.М.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 1

12. «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей» Интегрированный урок-погружение в лирику Б. Пастернака (11 кл.)

 

 

Кучер Г.М.

 Рус.яз. и лит. – 2009. - № 3

13.В.В.Маяковский «Во весь голос» (11 кл.)

 

 

Казаченок Л.Г.

 Рус.яз. и лит. – 2009. - № 2

14. Литература середины 1950-х – 1990-х гг. (обзор). «Один день Ивана Денисовича» (11 кл.)

 

 

Лисовская Е.А.

 Рус.яз. и лит. – 2009. - № 4

15. Моя Марина Цветаева (11 кл.)

 

 

Лисовская Е.А.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 4

16. Обзорные темы по литературе І пол. ХХ в.(9-11 кл.)

 

Елизарова Н.В.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 2

17. А. Т. Твардовский «По праву памяти» (11 кл.)

 

 

Зорич Л.И.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 3

18. Игорь Северянин: путь от «ананасов  в шампанском» к «классическим розам» (11 кл.)

 

Черкес Н.И.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 3

19. Восприятие художественной литературы как искусства слова 

 

Перевозная Е.В.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 1

20. Современный урок литературы  

Перевозная Е.В.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 6

21. Автор и читатель в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» (11 кл.)

 

 

Казакова Е. А.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 6

22. Евгений Онегин – первый русский реалистический роман, энциклопедия русской жизни (9 кл.)

 

Василевская Т.З.

Рус.яз. и лит. – 2009. - № 6

23. История души человеческой (обобщающий урок по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени) (9 кл.) 

 Залесская А.А.

На электронном носителе

24. А.А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» (11 кл.)

 

Залесская А.А.

На электронном носителе

25. М А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (11 кл.)

 

Залесская А.А.

На электронном носителе

27. В помощь молодому учителю. Лирика Марины Цветаевой (11 кл.)

Герцик А.В.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 12

28. Система уроков по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (10 кл.)

Герцик А.В.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 11

29. Болдинская осень в жизни и творчестве А. С. Пушкина (9 кл.)

Белян Т. Я.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 11

30. Своеобразие поэзии Николая Рубцова (6 кл.)

Костеж О.В.

Рус.яз. и лит. – 2011. - № 12

 

 

Что такое эссе?

Как написать эссе по обществоведению

 

Е.И.  Виноградова,

методист отдела гуманитарных дисциплин

ГУО «Могилевский областной институт

развития образования» 

 

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому – «взвешивание».

Французское essai можно буквально перевести словами «опыт», «проба», «попытка», «набросок», «очерк».

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П. Крысина читаем: «Эссе – очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический словарь» дает более развернутое определение: «Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающей подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные».

Теперь можно представить относительно полный перечень признаков текста, относящегося к жанру эссе.

Наличие конкретной темы или вопроса.

Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

Небольшой объем.

Свободная композиция.

Непринужденность повествования.

Парадоксальность.

Внутреннее смысловое единство.

Открытость.

Что проверяет эссе?

•Знание основных обществоведческих терминов и правильное их использование в письменной речи;

•Умения сравнивать и характеризовать социальные объекты, раскрывать свойственные им значимые признаки;

•Умения объяснять социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные связи как внутренние, так и внешние;

•Умения работать с источником концентрированной социальной информации, содержание которой может трактоваться неоднозначно;

•Умения приводить собственные примеры, пояснять, аргументировано раскрывать теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

•Умения давать оценку социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Уровни ответа

 

1. Научно-теоретический:

     Учащийся выделяет и анализирует основные аспекты проблемы, выявляет взаимосвязи, строит логические умозаключения, адекватно использует понятия соответствующей базовой науки, приводит различные интерпретации и оценки. Фактический материал используется для конкретизации приводимых положений.

2. Научно-эмпирический уровень:

•Эмпирический уровень с элементами теории: работа содержит отдельные обобщения, сделанные на основе фактов; выводы не создают целостного представления о рассматриваемой проблеме, так как не выявляются значимые связи и отношения;

•наглядно-иллюстративный: отобранный конкретный материал (из курса и личного социального опыт) не осмыслен с научно-теоретических позиций;

•уровень обыденного сознания: проблема получает одностороннее освещение, используются только примеры повседневного опыта без попыток его осмысления в категориях соответствующей базовой науки.

Требования, предъявляемые к эссе

 

1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5.Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6.Эссе должно содержать убедительную аргументацию,  заявленную по проблеме позиции.

 

Структура эссе

 

Элемент структуры

% к общему объему работы

Начало (актуализация заявленной темы)

20%

Тезис

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход

Переформулировка тезиса

                   60%

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

                   20%

 

Алгоритм написания эссе:

•прочитайте тему эссе;

•определите главную мысль высказывания (о чём оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

•набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (в случае, если вы наберете аргументы «за» и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

•для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта;

•ещё раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знание современного законодательства);

•подумайте, какие литературные приёмы вы будете использовать,  чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты);

•распределите подобранные аргументы/контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

•придумайте вступление к рассуждению (в нём можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты);

•изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

•сформулируйте общий вывод работы и отредактируйте её.

 

Клише

 

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых, …

Во-вторых, …

В-третьих, …

Таким образом, …

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями:…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведём общий итог рассуждению:…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны, …

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

 

 

ПОПС–формула

(для выдвижения аргументов в основной части эссе)

 

•П – положение (утверждение) – Я считаю,     что…

•О – объяснение – Потому что…

•П – пример, иллюстрация – Например, …

•С – Суждение итоговое – Таким образом, …

 

Критерии оценки

 

Максимальный балл за полный ответ заслуживает эссе, в котором:

1)представлена собственная точка зрения (позиция, отношение)

при раскрытии проблемы;

2)    проблема раскрыта на теоретическом уровне

 в связях и обоснованиях, с корректным использованием

обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;

3)    дана аргументация своего мнения с опорой на факты

  общественной жизни или личный социальный опыт.

 

Приемы работы на уроках по подготовке

учащихся к написанию эссе

1.Философская оценка.

2.Категориальный анализ.

3.Осознание проблемы и попытка ее разрешения.

4.Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.

5.Построение философского предложения или текста.

6.Индивидуализированные рефлексивные задания.

7.Создание ситуации диалектико-логических противоречий.

Активное использование афоризмов, высказываний на каждом уроке, знакомство с жизнеописаниями, основными научными и концептуальными теориями великих мыслителей.

 

Темы эссе по обществоведению

1. Мир на пороге ХХI века: «тупик истории» или стартовая площадка цивилизации?

2. «Мы – европейцы, с поправкой на Византию… Мы  – византийцы, с поправкой на Азию, мы –  азиаты, с поправкой на техническую революцию» (А. Вознесенский).

3. «Культура строится на добре» (Д.С.  Лихачев).

4. Победа в Великой Отечественной войне: что она значит для Беларуси сегодня?

5. Смотря в прошлое –  понимаешь настоящее.

6. «Всегда в начале – пытливый дух» (М. Блок).

7. «Безграничная открытость будущего и краткость начала: мы только начинаем» (К. Ясперс).

8. «Настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы» (И.А. Ильин).

9. «Человек не может быть завершенным….. Он должен меняться во времени, подчиняясь все новой судьбе» (К. Ясперс).

10. «Управляют не из желания господствовать, а по обязанности заботиться» (Блаженный Августин).

11. «Весь суд находится внутри человека» (И. Кант).

12. «Я – школяр в этом лучшем из лучших миров» (Омар Хайям).

13. «Свободу не уподобишь награде или знаку отличия…. Это повинность, изнурительный бег изо всех сил, и притом в одиночку» (А. Камю).

14. «Подлинное искусство  есть всегда вольное искусство» (Б.П. Вышеславцев).

15. Самоутверждаться за счет другого народа – наиболее легкий, но весьма сомнительный способ для замещения комплекса неполноценности» (В.Е. Максимов).

16. «Природа для нас раб бесправный и безмолвный, но рано или поздно сей раб восстанет, … и пойдем мы …. скитаться по умершей земле с вопросами до небес, но будет поздно» (Ч. Айтматов).

17. «Бизнес подобен езде на велосипеде: либо двигаешься, либо падаешь».

18. Глобализация: «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется…».

19. «Лишь тот умен, кто понимает,

      Что не учён, что мало знает» (Абу Шукур).

20. «Те знания, что ты постиг,

      И золота дороже:

      Исчезнуть злато может вмиг,

      А знание не может» (Саади).

21. «Возникла мысль в уме твоем,

      Будь осторожен с ней:

     Мысль: что к тебе придет потом,

     Не будет ли умней?»

22. У кого есть здоровье – у того есть надежда,

      У кого есть надежда – у того есть все (Восточная мудрость).

23. Благодаря твоим сомнениям совершенствуется мир

(Шри  Ауробиндо).

24. Спасая одного человека, спасаешь целый мир (Фраза из фильма        «Список Шиндлера»).

25. Каково предначертание человека? Быть им (Ежи Лец).

 

Эссе по теме: «Борьба - есть условие жизни: жизнь умирает,

когда оканчивается борьба»  В.Г. Белинский.

Что такое борьба? В чем состоит её философская проблематика? На эти вопросы пытались ответить многие мыслители разных эпох. Но у многих из них были разные мнения по этому поводу. Одни считали, что борьба является методом подавления сильными личностями более слабых, то есть они видели в ней негативные стороны общества. Другие, наоборот, выявляли положительные признаки этого процесса.  Ко вторым относится и В.Г. Белинский, считавший, что борьба помогает развитию и продолжению жизни. В течение существования всего живого на планете происходило взаимодействие между людьми, между людьми и природой, которое нередко заканчивалось конфликтами. Конфликты возникали в основном из-за нехватки чего-либо, что вынуждало людей бороться за  лучшие условия существования. Человек, стараясь обезопасить себя, сохранить свою жизнь, конфликтовал не только с себе подобными, но и с окружающей средой. Он адаптировался к этим условиям, вступая в борьбу. Это давало толчок к самосовершенствованию самого человека. Умения и навыки его обогащались в процессе приспособления к изменениям в природе. Постоянная борьба не позволяет обществу стоять на месте.

            По-моему, общество, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, движется вперед. Не сумев к ним приспособиться, оно пытается преодолеть трудности. Таким образом, борьба заставляет существовать человеку в определенных условиях, и, благодаря этому, жизнь продолжается.

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.