Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Нужен ли в нашей школе профильный класс
Всего 22 человека

Рыхтуемся да ўрока

Дата: 29 июля 2014 в 12:31, Обновлено 23 октября 2014 в 12:54

 

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании       мировоззрения;

               правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

               определение содержания учебного материала и методов его изучения;

-   пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

   актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления  полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

      методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

                           осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

           

Рекомендации составлены методистом ПТУ № 107 Шевченко Н. Н. на основе книги М. И. Махмутова «Современный урок», М., «Педагогика», 1985.

 

Материал к методике системного

анализа урока с позиции личностно-ориентированного подхода

 

  1. Цели урока
    1. Направленность на личностное развитие учащихся
    2. Участие самих учеников в определении целей урока
    3. Самоопределение школьников на результат урока
    4. Определение учителем целей через соответствующие условия и ситуации
    5. Использование целей в качестве показателей оценки деятельности на уроке
  2. Учащиеся
    1. Уровень мотивации и познавательная активность
    2. Степень влияния учащихся на цели, содержание и методы работы
    3. Наличие оценочной деятельности самих учеников
    4. Участие учеников в диалоге, дискуссиях
    5. Создание школьниками собственных образовательных продуктов
  3. Учитель
    1. Направленность на стратегию сотрудничества на уроке
    2. Владение знаниями по предмету, умение пробудить интерес к теме урока
    3. Умение создавать образовательные ситуации развивающего типа
    4. Умение гибко реагировать на изменение ситуации в классе
    5. Речь (темп, дикция, образность, эмоциональность, грамотность
  4. Содержание урока
    1. Научность и доступность для учащихся, связь с жизнью
    2. Наличие проблемных ситуаций
    3. Учет субъективного опыта учащихся
    4. Наличие деятельностного содержания урока
    5. Наличие образовательных продуктов учащихся
  5. Организация урока, формы, методы и средства обучения
    1. Общая атмосфера урока
    2. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы
    3. Преобладание активных методов обучения
    4. Обеспечение деятельности учащихся необходимыми материалами
    5. Валеологическая оценка урока
  6. Результат урока
    1. Степень оригинальности образовательных продуктов учащихся
    2. Участие учеников в оценке деятельности и результатов уроков
    3. Обнаружение школьниками нерешенных ими проблем
    4. Наличие самоопределения учащихся на дальнейшую работу по теме
    5. Степень удовлетворенности уроком учащихся и самого учителя

 

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001 – 71 с.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока. М., 1999.

Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2000. – 180 с.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

А. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

  1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
    1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
    2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
    3. Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе другие предметы)?
    4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?
    5. В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особые предназначения?
    6. Как (и почему?) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
  2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
  3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
  4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
  5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
  6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если – да, какие, почему и к чему они привели?

В. Удалось ли:

  • Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
  • Избежать перегрузки и переутомления учащихся?
  • Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКА

  1. Анализ цели урока:

Вопросы для анализа:

1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

  1. Программных требований
  2. Содержания материала
  3. Необходимого уровня знаний и умений учащихся
  4. Места урока в системе уроков по данной теме
  5. Подготовленности класса
  6. Возможностей самого учителя
  7. Прогнозов на конечный результат обучения.

                 2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих  форм и методов.

                3. Степень достижения поставленной цели.

  1. Анализ структуры и организации урока:
    1. Соответствие структуры урока его цели и типу.
    2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
    3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
    4. Рациональность использования оборудования кабинета.
    5. Научная организация труда учителя и учащихся.
    6. Организация начала и конца урока.
    7. Оптимальный темп ведения урока.
    8. Наличие плана и степень его выполнения.
  2. Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа:

  1. Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
  2. Логичность изложения.
  3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем понимания содержания учениками).
  4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в учебнике).
  5. Выделение ведущих идей по данной теме.
  6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
  7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
  8. Формирование самостоятельного мышления активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.
  1. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

Вопросы для анализа:

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

а) Темы урока

б) Цели урока

с) Возможностей класса

д) Возможностей самого учителя

е) Учебно-материальной базы

 

 

  1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  2. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
  3. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
  4. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
  5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО).
  6. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и т.д.).
  7. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.
  1. Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

  1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
  2. Интерес к теме или уроку.
  3. Владеют ли учащиеся приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
  4. Выполнение учашимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
  5. Наличие навыков самоконтроля.
  6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в  различных ситуациях).
  7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.
  8. Культура межличностных отношений.
  9. Реакция на оценку учителя.
  1. Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.
  3. Объем домашнего задания (чем определяется).
  4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
  5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
  6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
  7. Методика задания на дом, инструктаж.

 

 

Анализ урока

1.  Подготовка учителя к уроку.

Определение целей

2.  Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО.

3.  Приемы и характер опроса:

  • Репродуктивный
  • Элементы поиска
  • Творческая направленность
  • Углубление и обобщение
  • Отработка основных понятий

4.   Организация работы по усвоению новых знаний:

  • Подготовка учащихся к восприятию нового материала
  • Научное содержание
  • Идейная направленность
  • Аргументация фактами из жизни
  • Самостоятельная работа учащихся творческого характера
  • Осознанность усвоения нового материала

5.   Воспитание в процессе обучения:

  • Формирование мировоззренческих убеждений
  • Воспитание высоких нравственных качеств личности
  • Воспитание сознательной дисциплины
  • Воспитание трудолюбия и культуры труда

6.   Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Проблемный
  • Частично-поисковый (эвристический)
  • Исследовательский
  1. Обучение навыкам учебного труда
  • Сравнивать, обобщать, делать выводы
  • Заучивать рациональным способом
  • Самоконтроль, взаиморецензирование
  • Аргументированное доказательство

 

 

Алгоритм анализа недостатков.

  1. Позволяет ли содержание учебных программ получить желаемый результат. Да. (переход ко 2 вопросу). Нет (указываются недостатки программы).
  2. Позволяет ли исследуемая технология обучения в принципе получить желаемый результат. Идеальный вариант. Да. (переход к 3 вопросу). Нет (перечень основных недостатков реализуемой технологии обучения, ограничений получения результата).
  3. Есть ли недостатки в том, как учитель реализует технологию, существенно влияющие на результат. Да (почему они возникают: то ли учителя не умеют делать что – то; то ли не хотят делать) – переход к 4 результату. Нет (анализ условий осуществления учебного процесса).
  4. Существуют ли недостатки в работе учителей, связанные с их квалификацией; (достаточно ли хорошо учителя владеют методикой обучения). Да (в общем составляется перечень основных недостатков в их умениях). Нет (переход к 5 вопросу).
  5. Достаточно ли заинтересованы учителя в достижении высоких результатов образования. Да (проблем с мотивацией нет). Нет (составляется перечень недостатков мотивационной среды, обуславливающих неудовлетворительную заинтересованность учителей в достижении максимально возможных результатов).
  6. Сильно ли влияет на результаты образования нехватка учебного времени. Да (оценить какова разница между тем, что требуется и тем, что есть фактически). Нет.
  7. Сильно ли влияют на анализируемый результат недостатки в обеспечении учебного процесса материально – техническими средствами? Да (перечислите чего и в необходимом объёме не хватает). Нет.
  8. Всё ли делают учащиеся, что от них требуется по технологии? Да (анализ заканчивается. Нет (1. Умеют ли учащиеся делать то, что от них требуется? Перечень, что не умеют. 2. Хотят ли они это делать? Причины, почему не хотят это делать?). Тот факт, что учащиеся не могут и (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения не были сформированы мотивации ученика и соответствующие учебные действия (поиск причин в более ранних периодах обучения и воспитания.
  9. Имеют ли учащиеся достаточные условия, чтобы делать то, что от них требуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уро

вень

Создание познавательной атмосферы урока

Применяемые методы

 обучения

Организация деятельности учащихся

Учебное взаимодействие учителя и учеников

Речь педагога

 и ее значение

 на уроке

Воспитывающая сторона

занятия

Контроль и коррекция деятельности

Контроль и коррекция деятельности

 

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                              ПАССИВНЫЙ

- Не прослеживается содержательная логика урока

- Темп урока невысок

- Учитель «привязан» к конспекту, не импровизирует

- Атмосфера не настраивает на активную уч. работу

-На уроке преобладают объяснительные и репродуктивные методы, основанные на восприятии и воспроизведении информации

- Урок проходит в режиме трансляции, не требующей усилий со стороны учителя и уч-ся

- Деятельность учеников носит монотонный характер (чтение, пересказ, запись и т.д.)

- Уч-ся пассивны, избегают инициативных действий в познавательной деятельности

- Отсутствует диалог с педагогом: ученики дают односложные ответы или отказываются отвечать

- Учитель не настроен на учебное сотрудничество с учащимися, взаимодействие основано на дисциплинарных ролях

- Монологи учителя не отличаются образностью, богатством примеров

- Вопросы носят репродуктивный характер

- Речевая деятельность не выполняет основной коммуникативной функции

-Учитель не ставит перед собой и перед учащимися воспитывающих целей

- Не принимает во внимание эстетику помещения

- Не заостряет внимание на культуре взаимоотношений

- Контролирующая функция не выполняется в системе

- У педагога не сформированы четкие критерии оценки ЗУНа

- Ответы уч-ся не комментируются

- Контроль формальный, а не содержательный

- Изучаемый материал не усвоен большей частью уч-ся

- Школьники не приобрели и/или не закрепили имеющиеся ЗУНы

- Занятие оказывает слабое воспитательное влияние на учащихся

 

                            СИТУАТИВНЫЙ

 

- Отдельные фрагменты урока выделяются своей нацеленностью, эффективностью

- Темп занятия неоднороден: то напряженный, то излишне расслабляющий

- Учебная атмосфера нестабильна, часто зависит от настроения учителя, от эпизодов, возникающих на уроке

 

- Педагог опирается на объяснительные, репродуктивные, инструктивно-практические методы

- Учитель предпочитает традиционные методы, избегает введения новых технологий обучения

 

- Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока)

- Уч-ся ориентируются в привычной учебной ситуации, но с недоверием относятся ко всему новому

- Ученики предпочитают формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий

 

- Учащиеся слабо мотивированы на учебное взаимодействие с педагогом

-Совместная деятельность проходит только под патронажем педагога

- слабо развиты умения совместной поисковой деятельности

- В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся

 

 

- Педагог «зациклен» на привычном тексте

- Монологи часто нелогичны, носят стихийный характер

- Иногда речевая деятельность педагога подавляет инициативу учащихся

 

- Учитель определяет воспитательные цели и решает их только на отдельных этапах урока

- Нет системы педагогических требований к порядку на рабочих местах, культуре общения и т.д.

- Учитель концентрирует контрольные функции на отдельных этапах урока

- Коррекция учебного процесса осуществляется за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы

- Материал усвоен фрагментарно и/или  только отдельной группой (продвинутых) учащихся

На занятии закреплялись в основном уже имеющиеся ЗУНы

-Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере

 

                                АКТИВНЫЙ

- Урок идет в оптимальном  темпе, части логически связаны друг с другом

- Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы

- Отработанные формы учебной работы позволяют экономить время для введения нестандартных учебных ситуаций

- Учитель владеет объяснительными, репродуктивными, инструктивно-практическими, объяснительно-побуждающими, частично-поисковыми методами обучения, которые применяются адекватно содержанию

- Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса

- Ученики готовы к проблемным ситуациям, поскольку уверены в направляющей помощи со стороны учителя

- Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом способностей

-Чувствуется отработанность системы учебных действий между учителем и учащимися

- Ученики охотно вступают в диалог

- Практически исключено дисциплинарное воздействие на детей

- Учащимися признается и принимается активная, инициирующая позиция педагога

-Учитель свободно владеет материалом урока, облекает его в научную доступную для освоения форму

- Речь выразительна, богата, формулировки вопросов побуждают к учебному диалогу

- Речь выступает как одно из организующих начал продуктивного урока

- Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем ключе

- Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающих на продуктивную работу

- Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе

-Контроль и коррекция осуществляются на всех этапах урока

- Ответам учащихся дается краткая характеристика, оценка обосновывается

- учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации; педагог готов к разнообразию в подаче и закреплении материала

-Основной материал усвоен учащимися в объеме, достаточном для первичного освоения

- Ученики осваивали применение имеющихся ЗУНов в новых ситуациях

-Закреплен позитивный эффект занятия как в содержании, так и в форме организации урока

 

                                       ТВОРЧЕСКИй

Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъеме

- В результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и упрочить успех

- Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей

- Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания

- Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся

-Деятельность носит развивающий характер (в коммуникативной, творческой, познавательной сферах)

- Ученики принимают  творческие и проблемные ситуации урока, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками

- Педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для эмоциональной открытости, доверия

- Учителем и учащимися совместно создаются возможности для самореализации личности

- Речь учителя обогащает учебный материал

- В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создает эмоциональные кульминации

- Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность учащихся, побуждает к творчеству

- Учитель (манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания

- Учащиеся без напоминаний учителя стремятся к оптимальной организации внешнего и внутреннего пространства обучения

- Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот

- В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся

- Учащиеся владеют навыками само и взаимоконтроля

- Передача контрольных функций от педагога к учащимся свидетельствует о взаимном доверии, основанном на объективности, знании критериев оценок, навыках самоанализа и рефлексии

- Материал урока усвоен всеми, закреплен с опорой на продуктивные ЗУНы, дана перспектива дальнейшего обучения

- Учащиеся получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности

- Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм  и обязанностей до стремления к пониманию себя своего места в мире).

 

 

ФОРМЫ

организации учебных занятий

Классно – урочная система

Лекционная – семинарская система

Основная форма

Традиционная форма

Лекции

 

Домашняя работа

Семинары

Внеклассная работа

Зачёты

Внеурочная работа

Консультации

Экскурсия

Практикумы

Факультативы

Экзамены

Общественно – полезный труд

Собеседование

 

 

 

Типология урока в современной  школе

 

Классические типы

Нетрадиционные типы

Вводный урок

Урок фантазирования

Тренировочный урок

Урок – соревнований

Контрольный урок

Урок открытых мыслей

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Урок – турнир

Урок самостоятельной работы

Урок – диспут

Урок ТСО

Урок – зачёт

Урок практической работы

Урок творчества

Комбинированный урок

Урок - спектакль

Повторительно – обобщающий урок

Урок – конкурс

 

Урок – конференция

 

Интегрированный урок

 

Урок – игра

 

Урок -  сказка

 

Урок – КВН

 

Урок – путешествие

 

Аукцион знаний

 

Волшебный концерт

 

Структура повторительно – обобщающего урока:

* организационный момент;

· вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

· выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщённые умения формирующих обобщённо – понятийные занятия, на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

 

Структура комбинированного урока

(он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

О организация начала урока;

О проверка домашнего задания, постановка цели урока;

О подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е.          актуализация знаний и практических и умственных умений;

^ изучение нового материала, в том числе и объяснение;

^ закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного,          связанного с новым;

^ обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

^ подведение итогов и результатов урока;

() задание на дом;

() подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения          новой темы (не всегда).

 

Структура уроков учителей – новаторов

Система преподавания Л. В. Маховой:

  1. Рассказ обзорного типа по всей теме.
  2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
  3. Урок – практическая работа.
  4. Урок обобщающего типа с карточками – заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала.
  5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.
  6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

 

Система уроков, разработанная Н. П. Гузиком

для изучения каждой темы:

  1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
  2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
  3. Уроки – семинары.
  4. Уроки – практикумы.
  5. Уроки контроля и оценки.

 

Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным:

  1. Урок – лекция по всей теме.
  2. уроки решения ключевых задач
  3. Урок – консультация.
  4. Урок – зачёт.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

  1. Дидактические требования к современному уроку:
  • чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.      Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированноетм умении и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.
  1. Психологические требования к уроку

Психологическая цель урока:

  1. проектирование развития учащихся в пределах конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся;

 

         Стиль урока:

  1. определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

                   ®соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

                   =?·определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности                          учащихся;

         Þ планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из       учебника, пособия и т. п.) и в процессе самостоятельного поиска;

         Þ выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения   (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);

         Þ учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

         Þ соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);

  1. особенности самоорганизации учителя:

         Þ подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

         Þ рабочее самочувствие в начале урока и его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

         Þ педагогический такт (случаи проявления);

         Þ психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

 

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

         Þ планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

  • использование установок в форме убеждения, внушения;

         Þ планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

         Þ использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

  1. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

         Þ определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно – чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

         Þ опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

         Þ планирование приёмов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно – эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

         Þ руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

         Þ использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий её выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

  1. Закрепление результатов работы:

         Þ формирование навыков путём упражнений;

         Þ обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

 

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

 

Учёт возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 

  1. Гигиенические требования к уроку:
  1. температурный режим;
  2. физико – химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ)
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

 

  1. Требования к технике проведения урока:
  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершёнными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
  7. учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

 

ЭТАПЫ

ПЛАНИРОВАНИЯ  УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

  1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
  2. Определение образовательно – воспитательно – развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
  3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
  4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
  5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём.
  6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умении учащихся.
  7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями.
  8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
  9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
  10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
  11. Предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности  на развитие их самостоятельности.
  12. Определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.
  13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами, методами с учётом уровней их сформированное планирование проверки умений учащихся.
  14. Определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задав уроков на дом.
  15. Продумывание форм подведения итогов урока.
  16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
  17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип          урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый          материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды          контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки,          формирование которых будет на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке:1 – реализация воспитательного потенциала          урока осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3-          дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на   уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание   (репродуктивного характера и творческое).

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПОСЕЩЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции внутришкольного контроля:

  1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.
  2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.
  3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.
  4. Планирование «объектов», целей и задач контроля с учётом мнений педагогического коллектива выводов методических объединений учителей – предметников и учителей начальных классов предложений аттестационных комиссий.

 

 

 

 

Опорная  таблица  для  анализа  и  конструирования  учебного занятия

 

                                                                             

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание

этапа

учебного

занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. Организационный этап

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности  помещения к занятию;  

 - Организация внимания школьников;      

-Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

 

 -Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- Кратковременность этапа;

- Полная готовность класса к уроку;

- Быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- Формулирование целевых установок урока и плана работы.

-Собранность учителя;

-Последовательность в предъявлении требований;

-Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

-Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

-Отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень

 хочу начать работу  с вами! (хорошего вам 

 настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствующих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

2. Этап проверки  выполнения домашнего задания

1.Установить правильность, полноту и осознан-
ность выполнения д/з всеми (боль-шинством уч-ся)

2.Выявить пробе-лы в знаниях и способах деятель-ности уч-ся и

определить причины их возникновения

3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы        

1.Выявление степени усвоения заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений))

2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками

3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления

4.Ликвидация обнаруженных недостатков   

   

-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)

-обнаружение причин невыполнения д/з отдельными  уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

-оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

-Использование учителем 

системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;

-использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отноше-ния учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

-создание содержательных и организационных условий формирования  осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами  своего обучения вообще;

 

-постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты –понятия – законы – теория – следствия - приложения) 

1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности).

2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям.

3.Постановка доп. вопросов.

4.Проверка д/з под копирку.

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным  пунктам плана.

7.Разноуровненые самостоятельные работы.

8.Метод обучения с опорой на ошибки.

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений).

10. «Гирлянда ассоциаций».

11. «Кубики».

 

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-Сообщение уч-ся цели учебного занятия;

- формулирование

  целей урока

  вместе с уч-ся;

-показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

-постановка перед уч-ся учебной проблемы;

-актуализация субъектного опыта уч-ся. 

-Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;

-формулировка целей урока вместе с уч-ся;

-вариантность приемов сообщения темы и целей урока;

-преемственность и перспективность в постановке целей урока;

-формулировка целей урока в действиях уч-ся;

-понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

-Предварительное  обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

-умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

-владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

-использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих

выделение ключевых идей,

ведущих принципов построения учебного предмета;

-умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

-сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

-отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной

культуры, а также культуры учения;

-ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.

 

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде проблемного задания.

3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала

11.Составление карт мыследеятельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой 

 

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого ма-териала:

-существенных признаков,  понятий, знаков, теорий и др.;

-правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организацион-ные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.  

-Организация внимания уч-ся;

-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с  чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы) 

-Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладе-нии способами действий;

-если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правиль-ность, полнота, осознанность, действенность, систематич-ность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

-при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программиро-ванных учебников, модулей,  показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы  

-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

-включение в содержание изучае-мого материала субъективного опыта уч-ся;

-учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;

-подача материала логически завершенными частями – блоками;

-реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

-осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

-обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы;

-ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

-включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

-выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

-«сталкивание» ученика с пробле-мами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

-создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.

 

1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного материала одновре-менно в словесной, знаково-символичной  формах

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся

7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение)

8. Построение структурно-логических схем изучаемого материала

9. Генетич. Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практ. деятельности

10. Метод целесообразных задач

11. Метод информационной накачки

12. Обучение на концептуальной основе

13. «Мудрые совы»

5. Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

  

 

-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

-проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

-выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

-ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала

-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

-привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

-устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока

-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

-постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика

1. Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3. Опорный текст

4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

7. «Мудрые совы»

 

 

 

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и спосо-бов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепле-ния повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных призна-ков изученных позна-вательных объектов;

-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

-закрепление методи-ки изучения нового материала;

-закрепление методи-ки ответа при очеред-редной проверке знаний;

-отработка логики алгоритма изученных правил

-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)

-умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

-умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

-прочность знаний уч-ся

-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

-использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

-использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

-обеспечение дозированной помощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыследеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по буквам»

5. Вопросно-ответное общение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои задания»

10.Интеллектуальный марафон

 

 

7. Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

-самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий уч-ся

-использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

-использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

-использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

-стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

-применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

-использование открытых задач

 

1.Разноуровневые самостоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5. «Три цвета – три формы»

6.Вопросно-ответное общение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «против»

13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач

14. «Задания по кругу»

8. Этап обобщения и систематизации знаний

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2.Обеспечить уста-новление учся внутрипредметных и межпредметных знаний

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей

-Построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности   и т.д.;

-использование обобщающих таблиц

 

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятельности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блок-формулы

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11. «Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дискуссия

 

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить причины выявленных недостатков

4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

-проверка образа мышления уч-ся

-проверка сформированности общих учебных умений;

-комментирование ответов   уч-ся

 

-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности;

-активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

-рецензирование ответов   уч-ся    

-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

-постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;

-разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

-при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самост. работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)

4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)   

10. Этап коррекции знаний и способов действий

1.Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

-Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков

-Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;

б)вариативного  (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок

1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-логические схемы «с пропусками»

11. Этап информации о домашнем задании

1.Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

 

-проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

-наличие возможности выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обычность»

6.Идеальное задание

 

 

12. Этап подведения итогов занятия

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

-подведение итогов учебного занятия

-четкость и краткость этапа

-умение учителя давать качественную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов самими уч-ся

13. Этап  рефлексии

1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем  и одноклассниками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

-развитие способностей уч-ся к рефлексии;

-стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;

-реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

 5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключительная дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло занятие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало настроения»

18.«Пейзаж – зеркало настроения»

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.